Почему Масленица называется Масленицей

Почему Масленица называется Масленицей

Есть несколько легенд о появлении названия праздника “Масленица”.

По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника – «Масленица».

Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять – вот следуя данному обычаю и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей.

А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и по легенде отцом этого праздника был Мороз. По легенде в самое суровое и печальное время года – зиму человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником.

Обычаи. Что делали на Масленицу?

Значительная часть обычаев на масленицу так или иначе была связана с темой семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, “зарывали” в снег или осыпали снегомасленицу. Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им “целовник” или “целовальник” – когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств.
Эта тема нашла отражение и в специфических масленичных обычаях, посвященных наказанию парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года (фактически не выполнивших своего жизненного предназначения). Подобные обряды получили широкое распространение на Украине и в славянских католических традициях. Например, на Украине и в южнорусских областях наиболее известным обычаем было “тягание”, или “привязывание” колодки, когда парню или девушке к ноге привязывали “колодку” – кусок дерева, ветку, ленту и др. и заставляли некоторое время ходить с ней. Чтобы отвязать колодку, наказанные откупались деньгами или угощением.

   Особые обычаи Масленицы

Катание на санях

Самым любимым и видным обрядом на масленицу было во все времена катание на санях. На них, как правило, выезжал каждый, кто имел коня, и по улицам городов наперегонки неслись разномастные упряжки. Так, например: богачи ездили на холеных рысаках и расписных санях, крытыми коврами да медвежьими шкурами, а также и крестьянские лошаденки, которые были вычищены до блеска, и не менее красиво украшены ленточками.

Особый задор конному катанию в масленицу придавал давний народный обычай. Который заключался в следующем: поженившиеся зимой семьи ездили по улицам выставляя себя напоказ, а также делали визиты родным и знакомым. Везде они были в центре внимания. Это на масленицу, прежде всего, означало всеобщее одобрение, а также всенародное признание заключенного союза. Нередко в это время и помолвленные женихи вывозили напоказ всему народу своих красавиц-невест. «Новоженов» и недавно помолвленных можно было узнать сразу: их лица светились счастьем и пониманием, а также по щегольским нарядам и езде обнявшись.

Катание с гор

Катание с горок на Масленицу во все времена было повсеместным обычаем. В нем принимали, как правило, участие все от мала до велика. Катанию с гор на масленицу придавался нашими предками особый смысл.

Дети катались все дни Масленицы, взрослые присоединялись к ним лишь в период со среды и до конца масленицы. Все поженившиеся должны были скатиться с горы по обычаю по одному разу. Катание с гор по традиции сопровождалось песнями. Их пели девушки, которые ожидали своей очереди покататься. Как правило, начиная со среды к процессу катания с гор и катанию на лошадях подключалась и еще неженатая молодежь. Кое-где в деревнях нашей страны существовал обычай возить на санях своих повивальных бабок.

При массовых катаниях на масленицу использовались большие сани. В  такие сани могли поместиться 8-10 человек вместе с «кормчим». Катались еще и на небольших санках, а также на деревянных чурбаках, и не брезговали опрокинутыми скамейками и заранее приспособленными коробками с намороженным днищем, катались и на толстых кусках льда, которые были вырублены в реке.

Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды, относящиеся к хозяйственным делам и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли “ДОЛГИМИ” (ВЫСОКИМИ), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т. п. Кое-где на Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием и Волосием), полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись.

    Поминальные обряды масленицы

К поминальным обрядам, проводившимся на масленичной неделе относится сжигание чучела зимы, а также выпекание блинов и приготовление другой пищи, такой как, рыба. Ее кстати из-за ее немоты осмысливали как одну из ипостасей душ умерших. Снег в этот праздник считался воплощением душ умерших. Именно поэтому он зачастую использовался для гаданий, а на талой снежной воде, как правило, блины на масленицу замешивались.

С поминальным комплексом обрядов на масленицу связаны запреты на выполнение в это время хозяйственных работ, причем которые исключительно женские. Эти запреты нашими предками объяснялись, прежде всего, боязнью навредить присутствующим рядом с живыми душам умерших людей. Эти запреты в первую очередь касались вечера, из-за чего этого время на масленицу называлось святым.

Нарушение данного запрета грозило многими бедами и неприятностями, которые по поверьям могли обрушиться не только для людей, но и на их скот.

Масленичные костры представляют собой также и поминальный обряд, поскольку они служили во все времена приглашением умерших предков к обильному ужину во время накануне поста.

Таким образом, русская масленица по своей сути является в первую очередь аналогом Хэллоуина. Т. к. ведь целью обоих этих праздников является, прежде всего «задабривание» духов на целый год вперед.

Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье – заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.
Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередко сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую “Масленицу“: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика – пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”).
Здесь необходимо отметить, что понятие “Чучело Масленицы” имеет несколько ошибочный характер, поскольку в действительности изготавливалось чучело Зимы, его катали, его провожали и сжигали, но, поскольку это действо происходило на Масленицу (то есть праздник), то очень часто чучело ошибочно называют Масленицей, хотя это неверно.
Там же, где не делали чучела, обряд “проводов масленицы” состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье – лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
У западных и южных славян русской “Масленице” соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи – чучела, “проводами” которых завершалась масленичная неделя.
В центральных областях России “проводы масленицы” сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда ( “молоко сгорело, в Ростов улетело”). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: “Не проси молока, блинов, яичницы”.
Прощание с МАСЛЕНИЦЕЙ завершалось в первый день Великого поста – Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (в России ряженые сопровождали чучело МАСЛЕНИЦЫ), вождение “козы” или “козла” (восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.

Как называли дни в Масленичную неделю.

  Понедельник – встреча
В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны. Да вот, например:
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали.

  Вторник – заигрыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение – катание с обледенелых гор.

 

   Среда – лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

  Четверг – разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (помните пословицу “лежачего не бьют”), вдвоем нападать на одного (двое дерутся – третий не лезь), бить ниже пояса (поговорка есть: удар ниже пояса) или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было “стенка на стенку” (опять поговорка) или “один на один” (как у французов тет-а-тет – “с глазу на глаз”). Велись и “охотницкие” бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.

  Пятница – тещины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам!
Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали “на люди” в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы (и в этом тоже был тайный смысл). Однако, (как вы, наверное, уже поняли из названия этого дня масленичной недели) самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).
В некоторых местах “тещины блины” происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице.
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали “тещины вечерки” – приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

  Суббота – золовкины посиделки
Начнем с того, что “золовка” – это сестра мужа. Откуда пошло такое название? Может, от слова зло? Ведь она всегда подмечала в жене своего брата слишком много отрицательных черт, а порой и не скрывала своей неприязни к ней? Что ж, случалось и такое… (но не всегда).
Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных (жены сыновей для матери их мужей были невестками, т.е. пришедшими не отсюда, с их деревни, например, а невесть откуда, – так было принято кое-где раньше: “Не брать в жены своих, местных”).

  Воскресенье – проводы, целовальник, прощенный день
В книге М. Забылина “Русский народ” рассказывается, как еще в начале XVII века иностранец Маржерет наблюдал следующую картину: если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в “прощенное воскресенье”, они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: “Прости меня, пожалуй”. Второй же отвечал: “Бог тебя простит”. Обида была забыта.
С той же целью в прощенное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.

 

Таким образом, и проходила масленая неделя. Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать ее веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу по преданию высоко подпрыгивая для того, чтобы лен и конопля росли такими же высокими. Вся крещеная Русь в это время с чистосердечной простотой предавалась всевозможным потехам, которые повторялись из года в год, практически не изменяясь. Существовало также и поверье, что не потешаться во время широкой Масленицы – значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить».
 Масленица называлась ещё и Сырной седмицей и была последней неделей перед великим Постом. На сырной седмице в состав богослужения входят песнопения Октоиха и Минеи. Также еще и песнопения Триоди постной или совместно с ними.

    Масленицы у разных народов мира

В Шотландии, например на Масленицу было принято вместо блинов печь так называемые «постные лепешки». Их пекли следующим образом: в сложенные вместе руки ладонями кверху насыпали горсть овсяной муки, затем ее крепко сжимали в ладонях и погружали руки с зажатой мукой в холодную воду, получали, таким образом, шар и выпекали его в очаге в горячей золе.

Выпечку блинов шотландцы, как и русские, считают важным актом. В их выпекании стараются принять участие все члены семьи. Здесь найдется всем работа: один смазывает сковороду маслом, другой льет на сковороду тесто, а третий переворачивает блин…

Например, в Англии уже много лет проводятся общественные соревнования в беге с блинами среди женщин. В 11,45, как правило, раздается звон «блинного колокола» и после этого сигнала каждая женщина, которая принимает участие в шоу бежит с горячей сковородкой и блином. Правила данных соревнований предписывают, что все его участницы должны быть не моложе 18 лет и обязательно иметь на себе из предметов одежды фартук и косынку. А во время бега женщина должна не менее трех раз подбросить блин на сковороде и успешно поймать его. Первая женщина, которая успеет передать блин звонарю, по правилам соревнования и становится чемпионкой соревнования в этом году и получает в награду… как это ни странно поцелуй звонаря.

В школах Дании, например в эти дни, проводятся специальные театральные представления и концерты. Школьники Дании обмениваются между собой знаками дружбы, а также передают своим друзьям посредством знакомых шуточные письма, причем без указания обратного адреса. Если, например мальчик получит такое письмо от девочки и в ответ угадает имя написавшей ему, то на Пасху она обязана подарить ему шоколад.

В отличие от того, что главными героями русской Масленицы были молодожены, например в Восточной Европе героями этого праздника были холостяки. В Польше, например, полячки, предварительно усыпив бдительность холостяков оладьями, пончиками, и прочими сдобными прелестями наряду с водкой, на десерт ко всему непременно оттаскают их за волосы. В последний день Масленицы в этой стране, например можно зайти в трактир, и купить у скрипача незамужних девушек.

А в Чехии в дни масленицы молодые парни со специально вымазанными сажей лицами под определенную музыку обходят всю деревню и везут за собой разукрашенный деревянный брусок называемый «клатик». Он по правилам торжества вешается каждой встречной девушке на шею или же, к примеру, привязывается к руке или другой части тела. Желаешь снять его- плати.

В Югославии на масленицу вас посадят в свиное корыто и таким образом поволокут по деревне. А на крыше собственного дома в эти дни вы сможете обнаружить фигуру деда из соломы.

А в России в старину были свои собственные обычаи встречи и проводов Масленицы. В 1722 году, по поводу заключения Ништадтского мира после практически двадцатилетней войны России со Швецией, Петр I в честь великой радости пригласил на празднование Масленицы многих иноземных послов. Специально приуроченное катание на лошадях император России открыл в те времена невиданным зрелищем. Сам Петр ехал по сугробам на корабле, запряженном шестнадцатью лошадьми. Вслед за императором двигалась гондола, с сидящей в ней царицей Екатериной, которая была одета простой крестьянкой. Далее за всей церемонией двигались другие корабли, повозки и сани, которые были запряжены разными животными.

Екатерина II на масленицу очень любила катание с горы, а также катание на карусели, и всевозможных качелях. Эти увеселения устраивали обычно в Москве при Покровском дворце. Именно сюда императрица любила в этот праздник ездить вместе со всем двором.

А по случаю своей коронации Екатерина, подражая во многом Петру I, устроила в Москве именно на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие которое называлось «Торжествующая Минерва». В эти дни ездила по городу маскарадная процессия, которая представляла различные общественные пороки – а именно мздоимство, казнокрадство, а также всевозможную чиновничью волокиту и другие пороки, которые царица стремилась искоренить. Процессию всего составляли четыре тысячи действующих лиц и около двухсот колесниц.

А когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, императрица устроила для своих приближенных поистине «бриллиантовую» масленицу. Тем, кто выигрывал в затеянных традиционно после ужина играх, царица дарила бриллиант. Таким образом, за один вечер она могла раздарить своим приближенным приблизительно 150 бриллиантов, которые поражали своей ценой и редкой красотой.

У жителей Петербурга долгое время сохранялось предание, по которому масленица приезжает на Охту, после чего в Ямскую, а потом уже в сам город. На Охте в старинные времена устраивали катание с ледяных гор, и тот, кто не принимал участие в этом развлечении, считался врагом Масленицы.

   Блины на Масленицу

 

Блины – это блюдо в первую очередь, обрядовое использование его известно еще у восточных славян, и главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша или зерно. Основная символика блинов на самом деле все же связана с представлением о смерти и потустороннем мире. Блины в давние времена посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т. п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, которые являющиеся «извне». Это могут быть нищие, странники, а также колядники, которым и раздают блины. Блины предназначаются также не только нищими умершим они предназначены суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в народных обрядах имеет горячий, первый блин и блин, который испечен последним, он, как правило, сухой и соленый.

Блины, блинчики, и все их производные о на Руси пекли весь год, но все же именно они стали основным угощением и символом праздника Масленицы. Скорее всего, потому, что круглый румяный блин очень похож на жаркое летнее солнце, которого все люди ждали зимой.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, непременно в них добавляли пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки. В деревнях опару на блины ставили, как правило, в ночь на понедельник, чтобы с самого утра, к завтраку, на столе уже были свежие блины. Существовал на Руси также интересный обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, посвящают Власию или умершим. Блин, выпеченный первым на масленой неделе, выкладывали для родителей на слуховое окно или божницу, крышу или могилу, или же давали нищим в память о предках могли также и сами съесть за упокой усопших. Если блин клали на слуховое окошко, то обязательно приговаривали следующие слова: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!” В городах в то время первый блин отдавался нищему, для поминания всех усопших. Кроме того, в похоронах Масленицы блин дают в руки чучелу, которое является масленицей, и сжигают куклу вместе с блином.

Ели блины на масленицу с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Очень популярными в этот период были сдобные дрожжевые блины. Их очень часто продавали с лотков на каждом углу, а в трактирах и закусочных их подавали вместе со сметаной, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем, медом. Запивали  такие блины чаем, сбитнем, горячим молоком. В знаменитых ресторанах в крупных городах России вместе с меню клали на столы, специально отпечатанные поздравления с масленицей, которые были часто написаны в стихах и украшены яркими рисунками.

   Как испечь масленичный блин

Блины начинают готовить приблизительно за 5 часов до подачи на стол. Муку для блинов надо просеивать именно в момент приготовления теста непосредственно в посуду, в которой и приготавливается тесто.

Тесто на блины ни в коем случае не должно перестаивать. Оно может перекиснуть, и вследствие чего блины выйдут бледными, и совсем невкусными, а если они не выбродят – то блины будут непористыми и пресными. Тесто для блинов сильно взбивать не нужно. А недостаточно поднявшееся тесто можно исправить, вливая в него почуть-чуть теплое молоко и одновременно размешивая.

«Румяность» блина напрямую зависит от наличия сахара в тесте. Если же, например тесто перекисло, это значит, что сахар из теста переработан дрожжами на спирт. В этом случае вернуть блинам «румянец» можно только посредством добавления сахара в тесто. Если же сахара в тесте наоборот много то блин, будет подгорать.

Для того чтобы были кружевные блины, в тесто нужно ввести взбитые в пену яичные белки и очень быстро перемешать их с тестом. Причем перемешивать тесто с белками нужно сверху вниз, а по кругу для того, чтобы сохранить воздушную структуру теста. Взбитые белки надо добавлять в тесто, когда оно поднимется, после чего дать тесту подняться вновь и сразу же выпекать блины.

Вливать масло в тесто для блинов нужно после замешивания. При этом очень важно, после замешивания добавлять белки в масло, иначе они после соприкосновения с маслом осядут, и тесто тем самым уплотнится, а блин будет очень вязким.

Печь блины нужно, когда тесто поднялось, но еще не осело. Тесто берут аккуратно ложкой сверху, а не со дна посуды как это многие делают, не перемешивая все тесто, чтобы не осело. Блины нужно разливать очень тонким слоем на хорошо смазанную предварительно сковороду. Для того чтобы блин не приставал к сковороде ее нужно смазать для чего рекомендуется использовать следующие приемы:

– на блюдце налить немного растительного масла и вырезанным из сырой картофелины кружочком, наколотым на вилку смазать сковороду;

– кусочек шпика или сала наколоть на вилку и смазать сковороду;

– в уже замешанное тесто влить 2-3 столовые ложки растительного масла и тщательно размешать. При таком способе сковороду не надо смазывать каждый при выпекании блинов, а только под выпекание первого блина.

Переворачивать блин при выпекании нужно в тот момент, как только края у него подсохли, в противном случае блин будет сухим и ломким. Если блин на сковороде хорошо не пропекается и рвется при переворачивании значит, в тесте не достаточно муки.

Готовые блины нужно класть на блюдо или же в миску и закрывать крышкой, а также подавать к столу горячими. Лучше всего смазывать каждый блин растопленным сливочным маслом, от чего он становится только вкуснее.

Для выпечки блинов необходимо выделить отдельную сковороду, которую не стоит чистить порошками и пастами, содержащими абразивные материалы, которые могут царапать гладкую поверхность сковороды.

Чтобы блины хорошо соскакивали со сковороды, и были румяными, ароматными, тогда не забудьте следующие советы: Муку нужно просеять, удаляя все комочки и примеси, а главное, таким образом, она насыщается кислородом и тесто на такой муке поднимется быстрее.

Ставя опару на блины не стоит сыпать муку в воду или молоко, а наоборот, нужно постепенно вливать в муку жидкость и постепенно размешивать в этом случае комков не будет.

Сухие или замороженные дрожжи распустятся быстрее для теста, если засыпать их предварительно сахарным песком.

Когда брожение теста подходит к концу, оно начинает оседать. Его обминают два раза, а на третий из него сразу нужно печь блины.

На лакомки, то есть в среду “масленой недели”, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Обычно в этот день “для удовольствия любимого зятька” собиралась на гулянье вся местная родня. Зато в пятницу на тещины вечери зять угощал блинами тещу с тестем. Правда угощение было весьма своеобразным. По обычаю, зятья и дочери звали старших поучить их уму – разуму, и такое приглашение считалось для родителей великой честью, о нем обычно знали все соседи и родня. Пренебрежение зятя к этой традиции очень тяжело переживалось, осуждалось и посеяло вечную вражду между ним и тещей. Курьез же заключался в том, что званная теща обязана была с вечера прислать в дом к молодым весь блинный скарб: таган, сковороды, черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто для блинов. Тесть же присылал муку и кадушку с коровьем маслом.В старину блины пекли, как правило, из дрожжевого теста, да Вы, наверное, это и сами уже поняли. Мука бралась самая разная: гречишная, пшеничная, овсяная, просяная, ячменная и даже гороховая. Сегодня мы обычно используем пшеничную муку, а между тем истинно русские блины из гречишной. Пшеничные блины не имеют той пухлости и рыхлости, какие придает гречневая мука. Кроме того, блины из гречки обладают очень приятным вкусом, слегка кисловатым привкусом.
Раньше приготовление блинов было настоящим обрядом – это считалось таинством, хозяйки проделывали все втайне от домашних и тем более от посторонних. Одни выходили вечером готовить опару на реку, озеро или к колодцу, другие готовили ее на своем дворе из снега при свете месяца. При этом женщины причитали:
Месяц, ты, месяц,
золотые твои рожки
взгляни в окошко,
подуй на опару.

Блины из гречневой и пшеничной муки

Поставить опару из 0,75 стакана теплого молока, дрожжей и пшеничной муки. Когда тесто подойдет, ввести в него желтки, теплое масло, сахар и соль. Хорошо взбить, добавляя постепенно гречневую муку и столько теплого молока, чтобы тесто было консистенции сметаны, дать подняться вторично. Затем ввести взбитые белки, перемешать и испечь на раскаленной, смазанной маслом сковороде, тонкие блины. Подать со сметаной, подрумяненным с луком маслом, тертым сыром.

Нужно:  3 стакана пшеничной муки, 1,5 стакана гречневой муки, 30 г дрожжей, 6 яиц, 1 ч. ложка сахара, 4 ст. ложки сливочного масла, молоко, соль.

Блинчики из пшеничной муки

Желтки растереть с солью, сахаром. Продолжая растирать, добавить молоко и взбитые белки. Смазывая сковороду маслом, испечь тонкие блинчики.

Нужно: 2 стакана пшеничной муки, 3 яйца, 4 стакана молока, 2 ч. ложки сахара, соль.

Блинчики на простокваше

Простоквашу смешать с яйцами, солью, сахаром. Добавить, постоянно растирая, муку. Испечь блинчики и подать их с вареньем.

Нужно: 400 г. пшеничной муки, 6 стаканов простокваши, 6 яиц, 0,5 стакана сахара, растительное масло.

Блины манные

В 2 стакана кипящего молока засыпьте манную крупу и положите масло. Сварите кашу и поставьте ее в холодное место на 50-60 мин. Из муки, желтков, оставшегося молока замесите тесто, добавьте соль и смешайте с остывшей кашей. Массу вымесите до гладкости и пеките блины.

Нужно: 1 стакан манной крупы, 1 стакан муки, 6 стаканов молока, 3-4 желтка, 4 ч. ложки сливочного масла, 1 ч. ложка соли.

Блины картофельные

Отварите картофель, разомните его тщательно, посолите. В другую небольшую кастрюлю влейте молоко, 1 ложку масла и всыпьте 1.5 ст. ложки муки. Размешайте, поставьте на огонь и варите, помешивая, пока не загустеет. Снимите с плиты и введите в это горячее тесто взбитые желтки. Положите размятый картофель, размещайте. Белки взбейте в густую пену, добавьте, продолжая взбивать, сахарный песок. Соедините белки с тестом, осторожно перемешайте и выпекайте.

Нужно: 10-15 картофелин, 4 ст. ложки растительного масла, 5 яиц, 4 ст. ложки молока, 1,5 ст. ложки муки, 1 ст. ложки сахара, соль по вкусу.

Постные блины

В эмалированную кастрюлю влить полстакана молока (теплого), развести в нем дрожжи. Добавить еще полтора стакана молока. Постепенно при непрерывном помешивании всыпать в кастрюлю с молоком 2 стакана муки, хорошо размешать, накрыть полотенцем, поставить в теплое место.

Когда тесто подойдет, добавить остальную муку, молоко, соль и вновь поставить в теплое место. Сковороду смазать одной чайной ложкой растительного масла и печь блины.

Нужно: 4 стакана гречневой муки, 4,5 стакана молока, 25 г дрожжей, соль по вкусу.

Сдобные блины

В эмалированную кастрюлю всыпать гречневую муку, влить 2 стакана теплого молока, предварительно разведя в нем дрожжи. Поставить в теплое место. Когда тесто подойдет, размешать его деревянной ложкой, влить остальное молоко, всыпать пшеничную муку, перемешать.
Вновь поставить в теплое место. Когда подойдет второй раз, добавить яичные желтки, растерев их с растопленным сливочным маслом, сахаром, солью, перемешать. Взбить сливки, добавить яичные белки и еще раз взбить. Перемешать с тестом, поставить в теплое место на 20 минут.
Выпекать обычным способом.

Нужно: 2 стакана гречневой муки, 2 стакана пшеничной муки, 4 стакана молока, 3 яйца, 100 г сливок, 1 ст.л. сахара, 30 г дрожжей, 2 ст.л. сливочного масла, соль по вкусу.

Блины крестьянские

Гречневую муку смешать с пшеничной и, отделив половину, замесить опару на смеси воды и молока. Далее блины готовить как сдобные, но без сливок.

Нужно: 3 стакана гречневой муки, 1 стакан пшеничной муки, 2 стакана молока, 2 стакана воды, 3 ст. ложки растопленного сливочного масла, 5 яиц, 30 г дрожжей, соль по вкусу.

Блины красные

Замесить опару из половины пшеничной муки, далее блины готовить так же, как сдобные, но без сливок.

Нужно: 4 стакана пшеничной муки, 4 стакана молока, 50 г сливочного масла, 3 яйца, 25 г дрожжей, 1 ложка сахара, соль по вкусу.

Блины праздничные

Приготовить опару их трех стаканов муки, трех стаканов молока и дрожжей, далее готовить, как сдобные блины.

Нужно: 5 стаканов пшеничной муки, 4 стакана молока, 1,5 стакана сливок, 200 г сливочного масла, 6 яиц, 50 г дрожжей, 2ст.л. сахара, 1 ст.л. соли.

Блины молочные

Влить в кастрюлю яичные желтки и добавить к ним соль, сахар, хорошо взбить. Затем всыпать муку, добавить масло, молоко, замесить жидкое тесто. Тесто нужно хорошо взбить. Выпекать обычным способом.

Нужно: 3 стакана пшеничной муки, 10 желтков, 3 стакана молока, 2 ст.л. сахара, 1 ст.л. сливочного масла, соль по вкусу.

Гурьевские блины

Приготовить так же, как блины молочные.

Нужно: 2 стакана пшеничной муки, 5 яиц. 2 ст.л. сливочного масла, 2,5 стакана кефира (кислого молока), соль и сахар по вкусу.

Совет
Сковороду смазывайте маслом с помощью половинки картофелины, насаженной на вилку. Такой помазок не впитывает в себя лишний жир. Можно печь блины и не смазывая сковороду, но тогда в готовое тесто надо добавить несколько ложек растительного масла, размешать его так, чтобы не было видно на поверхности.